Глава 1. История граффити 1.1. История Рисунки на стенах были по всему миру и во все времена. В древнем Египте уделялось особое значение росписям пирамид, как внутри, так и снаружи. Стены были обильно исписаны иероглифами и картинками, которые отображали целые ритуалы. На пирамидах в Мексике построенных Майя так же было много рисунков и символов, на стенах которых и нашли цифры и календарь которые придумали Майя. И древнем Китае были изображение на стенах. Так в пещере тысячи Будд, изображены не только сцены из жизни Будды, но и бытовые картины (охота, рыболовство). Самый наглядный пример росписи стен это православные храмы, которые из нутрии украшались фресками, и которые производили впечатление величие бога над человеком. Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличного творчества. Пикассо ценил в "граффити" "предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека." Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, подвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры.
Всё это считается граффити в широком понимании этого слово. Однако то граффити которое существует на данный момент , и которое воспринимается скорее не как искусство, а как вандализм. Появилось оно не так давно, где-то 60-х годах 20-го века. Никто не может сказать точно, когда оно зародилось, а тем более, где, так как оно появилось не с пустого места. С начало всё начиналось довольно примитивно, рисунки и надписи делались простыми маркерами, а потом краской с аэрозольных баллончиков. Но скорее всего это возникло в Нью-Йорке. Есть мнение, что граффити возникло в западном Берлини, где после возведения Берлинской стены начали на ней писать разные сообщения родственникам, в процессе чего она была полностью исписана.
Но само граффити возникло не на стенах заброшенных домов, и тихих дворов, где сейчас его привыкли видеть. Оно возникло под землёй, на вагонах метро и называлось это Sudway-Art (подземка-арт). Позже граффити вылезло из под земли и на стены улиц. Началось всё когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинэйджеры заприметили TAKI и стали писать собственные имена. Ранние "писатели" ни черта не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с появлением сотни "голодных" писателей читаемость отдельного наскального "хита" стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью - ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор места также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных. А в лучшем случае и славы знаменитого TAKI 183. В граффити можно было нарисовать всё, главное чтобы оно было не похожее на другие и было хорошо нарисовано. Наиболее развито граффити в Нью-Йорке благодаря хип-хоп культуре, в которую и влилось граффити. В основном художниками были Афро-американцы которые собственно и придумали хип-хоп культуру. Эта культура основана на протесте и постоянной борьбе за лидерство. Чернокожие создали её для защиты и сплочения чёрной расы, и всегда стремились быть лучше белых. Иметь лучшую машину лучшие кроссовки и так далее. Эта тенденция не обошла стороной и граффити. В гетто где жили чернокожие в то время была не очень спокойная обстановка, постоянные перестрелки, грабежи. Люди спали в чугунных ваннах, чтобы их не задела шальная пуля. Было много банд и у каждой была своя территория, на которой были граффити принадлежавшие этой банде. Для них это была как святыня, а кто их трогал, мог поплатится жизнью. Из-за стен часто разгорались целые воины между бандами. Существует версия, что поддержали развитие уличных изображений предприимчивые торговцы наркотиков, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, ни о чем не говорящих ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи "травки", цены и прочее. Со временем, из секретного вида связи "граффити" превратилось в обычное средство общения подростков. Обычно это объемная, преимущественно красно-
черно-синяя "сочная" графика. Граффити часто рисовались на всю стену высотой около двух-трёх метров и протяжённостью на весь дом, а иногда и от самой земли до самой крыши здания высотой в несколько этажей были изрисованы . Изобразить там могли всё что угодно, символику банды, её название, название какого-нибуть исполнителя репа или вообще его портрет. Однако в Америке сейчас граффити наиболее развито в Лос-Анжелес, а Нью-Йорк отошёл на второй план , хотя он остаётся колыбельной этого уличного искусства. Следующая революция в стиле произошла, когда Pistol 1 - уже бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из собственно самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трёхмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот piece. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего. Каждый делал 3D со своими штрихами. Начались "стилевые войны". Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Style Wars "(1984), написаны книги. "Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.) независимого кинорежиссера Чарли Ахерна, главный герой которого “расписывал” поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получалось “интересной социологически, но наивной драматургически”. Дни года спустя вышла более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием “Beat Street”, ставшая культовым хип-хоповским фильмом. Если в Нью-Йорке граффити начиналось с росписи вагонов подземки, то в европейской столице граффити Лондоне, оно сразу появилось на стенах, хотя и в Лондоне многочисленные вагоны были украшены разноцветными надписями и рисунками. В Лондоне хип-хоп движение не было так развито и поэтому граффити развивалось самостоятельно. Однако смысл протеста и борьбы оно не потеряло. В Лондоне есть поистине великие мастера своего дела и один из них это Banksy. Его рисунки поражают своим качеством, размерами и местами расположения. Как не странно в большинстве своих рисунков он отображает жизнь Лондона, критикуя некоторых личностей или лиц определённых профессий (полицейских, репортёров) изображая их виде крыс. У него есть целая серия произведений с данными животными и разными сюжетами. Так же у Banksy есть простые рисунки которые не несут в себе особого смысла, а просто радуют прохожих. Если Нью-Йорк является колыбельной мирового граффити, то Лондон является колыбельной Европейского граффити. Но также как и Нью-Йорк, Лондон отошёл на второй план, так как в Лондоне ведётся активная борьба за порядок населения, гуманность и всё что может развращать молодые умы, подбить её на какие либо беспорядки или на поступки которые не соответствуют общепринятым нормам, беспощадно уничтожаются. Так на электростанции в Лондоне было закрашено одно из знаменитейших произведение Banksy, на котором были изображены героя из фильма Криминальное чтиво и которая была оценена в полмиллиона долларов.
По этой причине колыбель Европы так же отошла на второй план, и а сегодняшний момент главным центром Европы является Франция, по сути в которой граффити является легализованным. Во Франции после наплыва чернокожих сложилась похожая ситуация как и Нью-Йорке. Появились черные кварталы, в бедных районах и в свою очередь хип-хоп тусовки, из которых появился рэп и граффити. Хотя обстановка там не настоль криминальная.
В Россию, в том числе и Беларусь граффити пришло не так давно. В середине 90-х в месте с хип-хоп культурой пришло и граффити. Но развивалось оно очень медленно в силу недостатка информации. В России, конечно же начало всё развиваться гораздо быстрее. В её крупных городах, таких как Москва и Питер ежегодно проводят фестивали граффити, на которые люди съезжаются со всей России и стран ближнего зарубежья. В Москве до сих пор процветает граффити, так как есть множество заброшенных мест, есть люди, которые умеют рисовать, и которые могут позволить себе такое хобби. Граффити не очень дешёвое искусство, один баллончик стоит примерно 5-15 долларов, на среднее граффити нужно около 5-10 баллончиков. Не каждый школьник или студент захочет оставлять такие деньги на стене, это делают только истинные граффитисты и фанаты своего дела. В Москве сейчас процветает и коммерческое граффити, роспись ночных клубов, музыкальных магазинов, фасадов зданий. И этим занимаются не просто те люди, которые рисуют на улицах, а специальные агентства, с рабочим составом мастеров.
В Белоруссии немного другая ситуация. Так же как и в России, в Белоруссии граффити началось развиваться в начале 90-х, самое активное время для граффити было где-то в период 1997 до 2005. Тогда не так обращали внимания на надписи, которые появлялись на стенах города и не спешили их закрашивать. Было несколько официальных стен, на которых можно было рисовать, таких как в Веснянке на пути следования электрички на рынок в Ждановичах, там с обеих сторон железной дороги стоят гаражи на которых собственно и можно было рисовать. Ещё стена в микрорайоне Уручье. Особый всплеск в Минске был, когда 2000-ом году прошёл фестиваль по граффити, тогда со всей Белоруссии съехались художники, которые довольно не плохо показали себя. Там было много людей, которые пришли просто посмотреть, и в особенности школьники, которые после увиденного загорелись этим искусством и появилось много новых любителей данного искусства. В 2001 году был выпушен первый журнал по граффити под названием TRUE STILO который подавал ещё более заразительны пример для молодёжи, так как в нём были собраны лучшие работы Белорусских мастеров. Несколько Российских и Европейских примеров. Примеры тегов, бомб. История хип-хопа, брейкданса, биография некоторых великих реперов и многое другое. В году 2004-2005 должен был проводился ещё один фестиваль в Гомеле, но о нем ничего не известно. В районе 2005 года граффити начало угасать. Одними из наиболее известных команд по граффити в Белоруссии были CSC они, создали наибольшее число качественных граффити, так же побывав на фестивале граффити в Москве, довольно не плохо себя показали. По бомбам были лидеры команда или человек под инициалами FR. В тегах были лидеры 10К (10 кирпичей). Но старые графитчики повырастали, пошли работать, завели семью, а те кто пришёл им на смену просто не хотели заниматься граффити так как в нашем городе такие творения быстро убираю, оставляя после себя только разноцветные кубики и прямоугольники. Отпадает всякое желание рисовать когда всё утро ты рисуешь граффити, а к обеду его уже закрашивают.
Другие части курсового проекта:ВведениеГлава 1. История граффити1.2. Основные понятия.Глава 2. Виды и особенности граффити2.1 Виды2.2. Особенности Глава 3 Инструменты и специфика их работы3.1. ИнструментыЗаключениеПоговорить о граффити можно
тут Spider vs. EX-T_Z
Позёров НЕТ - сайт о белорусской молодёжи. (http://pozerov.net)