Интервью с Enslaved в преддверии концерта в Минске 28 марта. «Конец света должен случиться не раньше, чем мы отыграем в Минске!»20 лет существования группы — не возраст, а возможно, лишь повод записать лучший альбом своей дискографии. В прошлом году этот тезис качественно доказали северные звезды экстрим-сцены Enslaved, выпустив великолепный диск Axioma Ethica Odini, который если и не стал однозначно лучшим (вся история Enslaved — это история успеха), то, во всяком случае, неимоверно осчастливил тысячи фэнов по всему миру, был признан «альбомом года» пачкой уважаемых изданий и, вероятно, вскоре принесёт музыкантам норвежскую премию «Грэмми» — уже четвёртую в их карьере. Совместив яростный блэкушный напор с многомерной прогрессивно-психоделической мелодичностью, соединив первобытную злобу с высокоинтеллектуальными аранжировками, Enslaved вывели свой, уникальный субжанр метал-музыки — и если на альбоме 2008 года Vertebrae «инслэйдовский» гибрид пострадал от небезупречной реализации, то на Axioma Ethica Odini норвежцы (плюс занимавшийся микшированием Joe Barresi — человек, в своё время отвечавший за саунд Queens Of The Stone Age, Clutch, а также последнего шедевра Tool 10,000 Days) учли все нюансы. Axioma Ethica Odini звучит шикарно; и тем более приятно, что на пике своей творческой карьеры Enslaved едут в Минск. 28 марта группа выступит в столичном «Реакторе» — а в преддверии этого события я созвонилась с её лидером, гитаристом Иваром Бьернсоном.
Какой смысл вы вкладывали в название последнего диска?В его основе «Ethica Odini» («Этика Одина») — латинский перевод названия древней нордической поэмы «Haavamaal». Это произведение, написанное в 800-900 годах, состоит из 164 стихотворений, рассказывающих древние истины, касающиеся этики человеческого поведения — по отношению к другим людям, по отношению к природе и окружающему миру. В небольших стихотворениях содержится большая мудрость — к сожалению, потерянная в рутине тысячелетий монотеизма, но вполне применимая и к реалиям сегодняшнего дня. Нам «Этика Одина» видится грандиозной философской истиной, аксиомой — от того и название альбома.
В марте пройдет очередная серия награждений Spellemann Award, норвежской «Грэмми». С 2000 года вы номинируетесь уже в шестой раз, три раза побеждали. Что это для вас значит? И что приносит — ну, скажем, в материальном плане?Да ничего — приз мы получаем сугубо символический: бронзовую статуэтку да и только. А при этом должны за свой счёт оплатить билеты на поезд, проживание во время феста, питание и всё такое. Так что профит сомнительный — разве что моральное удовлетворение, хех. Побеждать приятно — я бы соврал, сказав, что нам совершенно безразлично. Но это награждение не имеет для группы какого-либо определяющего значения: получили приз — хорошо, не получили — ладно. На этот счёт больше парится лейбл. А для нас важнее отзывы в метал-журналах и на метал-сайтах, то, что говорят наши слушатели.
Но всё-таки — как оцениваешь шансы в этому году? Вы победите?Честно говоря, понятия не имею! С Axioma Ethica Odini мы как никогда высоко стартовали в чартах — но сильны и соперники. Blackjazz Shining, After Ihsahn — мощнейшие релизы, я считаю.
Любопытно, как за два десятка лет изменилась ситуация на экстремальной сцене Норвегии… Шокирующий фактор сошёл на нет, и блэк-металисты запросто участвуют в попсовых конкурсах.Да, с годами метал стал важнейшей музыкальной экспортной статьей нашей страны — наравне с электронной музыкой (ну и, естественно, A-HA). Если в 90-х о тяжёлых группах писали только в криминальных сводках об убийствах, поджогах церквей и так далее, совершенно не обращая внимания на музыкальную составляющую, то уже в середине нулевых, под давлением огромной фан-базы, метал как явление перестали игнорировать даже таблоиды. Сегодня о нас пишут национальные газеты — может, не на первых полосах, но уже близко. Enslaved, Dimmu Borgir, Satyricon, Immortal — эти названия знает вся страна.
Немного странно всё это, конечно… Но закономерно. Шок-фактор действует лишь в течение ограниченного периода времени. Сейчас блэком никого не напугаешь и не удивишь — даже такими крайними проявлениями, как NSBM.
Ваш самый популярный альбом на сегодняшний день?Ммм… Исходя из цифр продаж, думаю, Ruun или Vertebrae. А быть может, Frost 1994 года. Да, он популярен до сих пор, многие считают этот альбом началом Enslaved — ну и, конечно, сказывается тот факт, что диск реализуется уже 17 лет…
Собирая статистику блэк-метал раритетов, я нашла в списках самых ценных релизов в том числе и ваш дебютный ЕР Hordane’s Land. Мол, на интернет-аукцонах стоимость этого миника может достигать 400-600 долларов. Это правда?Да, я тоже что-то такое видел — ранние и лимитированные тиражом вещи всегда ценятся у коллекционеров, и Hordane’s Land пользуется спросом наравне, скажем, с Deathcrush. У меня, кстати, есть одна копия… Но не продам!!!
Ну если вдруг настанут тяжёлые времена, ты знаешь, где можно озолотиться…Не-не, только не музыка. Музыка бесценна. Я лучше пойду, например, сдам бутылки…
В таком случае, думаю, фэны с радостью подкинут тебе тару из своих запасов! А теперь позволь узнать, с какой программой вы собираетесь в Минск?Всего понемногу. Поскольку в Беларуси мы впервые, я считаю, наше творчество нужно представить максимально полно, затронув все периоды Enslaved. Надеюсь, времени хватит!
И даже Hordane’s Land?Да, конечно. Фэны всегда требуют что-нибудь из этой EP-шки — и мы не в силах отказать. Правда, каждый раз играем разные песни.
А что вам подарить на память? Чем порадовать?Хех, хороший вопрос. Я бы попросил угостить нас белорусским пивом! У музыкантов Enslaved есть такое хобби: пробовать пиво в каждой стране, в которую мы приезжаем.
Я не специалист по пиву, но не думаю, что это самая сильная отрасль белорусской промышленности!Да? Жаль. Но попробовать надо.
Свой первый концерт помнишь? Как оно было?Страшно! Чертовски страшно! И адреналиново. Это, как сейчас помню, был праздник 1 мая, и в годе проводился сборный фестиваль. Принять в нём участие могли все желающие — подали заявку и мы. Конечно, боялись; конечно, звучали говенно — но ощущения на сцене были потрясающие. Вот, с тех пор с неё и не схожу.
Ведь когда группа собралась, вы были совсем детьми… Тебе стукнуло 13 лет, правильно?Ага. В Enslaved я вырос и повзрослел — а скоро и постарею (сейчас Ивару чуть за тридцать — прим.авт.).
Enslaved упорно продолжают числить в списке викинг-метал групп, хотя вы неоднократно отмежевались от такого определения. Это сильно раздражает?Сильно? Нет. Просто мы не считаем, что играем викинг-метал — как не считаем Enslaved и блэковой группой. Вывеску «viking metal» мы создали в начале своей карьеры, чтобы отгородиться от стандартной идеологии раннего норвежского блэка с его сатанинской мизантропической лирикой. Мы никогда не пели оды Дьяволу, никогда не проповедовали сатанизм — в основе творчества Enslaved лежит нордическая мифология. Исходя из этого, взяли слово «викинг» — и, конечно, жалеем об этом сейчас. Это была глупая идея.
«Progressive black» звучит лучше?(Смеётся.) Ну как тебе сказать? Если вам нравится, называйте, конечно, как хотите, хоть лапоть-металом, но слово «блэк» сегодня нам не подходит так же, как и в 90-х. В моём представлении мы играем extreme metal music — это очень общий термин, но правильный.
Опиши свой обычный день. Как ныне живут звёзды норвежской метал-сцены?Хм. Окей. Просыпаюсь рано — в 7-7.30 утра. Затем три-четыре раза в неделю топаю в тренажерный зал, таскаю штангу и всё такое… Просто чтобы проснуться. Затем еду на работу — в нашу контору (совмещающую студию и офис) и занимаюсь разными вопросами, касающимися менеджмента и бизнес-дел Enslaved, фестиваля Hole In The Sky или других проектов, над которыми я работаю. В студии мы также репетируем или записываемся; в целом на музыкальную и околомузыкальную работу уходит около 8 часов ежедневно. Плюс интервью. Ну иногда вечером пивко с друзьями. Как-то, в общем, так и живу.
А телевизор смотришь? Следишь за текущими событиями в мире, всеми этими революциями?Да, но не по телевизору, а больше по радио. Или читаю новости в Сети. Что я могу сказать? То, что происходит сейчас в арабском мире, закономерно: люди, живущие за гранью бедности, поняли, что нефтью и другими природными богатствами их земли пользуются другие люди; что добывая их, богатеет кто угодно, только не они. Естественно, эта несправедливость когда-то должна была прорваться вспышкой народного гнева… И вроде бы всё правильно… Но есть один момент. История учит, что уничтожив диктатора, ты необязательно обретёшь свободу и новую счастливую жизнь. Слишком многие силы заинтересованы в хаосе — и слишком многие нехорошие люди умеют пользоваться этим хаосом…
Некоторые видят в повальных гражданских войнах знак скорого конца мира. Ты в это веришь — в конец света, Апокалипсис?То, что человечество однажды вымрет — факт, но это не значит, что весь мир как мы его знаем будет уничтожен. Я верю в то, что какой-нибудь безумец может развязать атомную войну; верю в то, что с неба завтра может свалиться какая-нибудь огромная космическая хрень и сдвинуть шар с орбиты; но вот во все эти апокалипсические дела и пророчества не верю. Я не мистик.
Нет-нет, я против хрени с неба завтра. Вы к нам еще не доехали!Кстати, да. Конец света должен случиться не раньше, чем мы отыграем в Минске!
Правильная мысль. По традиции, с тебя пару слов для всех, кто ждёт Enslaved в Минске 28 марта.Я хочу поблагодарить всех вас за терпение! 20 лет наши фэны ждали Enslaved в Беларуси — и только сейчас у нас получается приехать. Мы ценим ваше терпение и ваше ожидание — и обещаю, что приехав, мы выложимся по полной!!! Уж для вас мы постараемся, честное слово! До встречи, друзья!
Spider
Позёров НЕТ — сайт о белорусской молодёжи (http://pozerov.net)