Трудно однозначно определить, чем является движение растафари: маргинальным профанированным иудаизмом, мессианской сектой, народно-религиозным движением, синкретическим культом, суррогатом панафриканской идеологии, движением за культурную самобытность, политическим антирасистским движением, трущобной субкультурой люмпенства или молодежной модой. За 70 лет растафарианство прошло через удивительные метаморфозы. В нем отразилась история африканской диаспоры, религиозные ереси, проблемы духовной деколонизации и рок-музыка. Черные рабы часто ощущали свое сходство с обращенными в рабство древними евреями. Hекоторые довели эту мысль до ее логического завершения, объявив себя настоящими евреями. Приверженцы этой идеи жили в США еще во времена рабовладения. Весть о том, что в Эфиопии существует иудейское меньшинство фалаши, безусловно, повлияла на рост "черного иудаизма" в конце XIX века.
Движение растафари, распространившееся сегодня практически по всему миру, зародилось среди чернокожего населения Ямайки в начале XX века. Это движение, объединяющее многочисленные группировки, крайне неоднородно, поэтому довольно трудно определить, является ли оно политическим или религиозным. Впрочем, сами расты (как называют приверженцев растафари) оценивают, скорее, положительно разнообразие идей внутри движения. Для них растафари - это не религия, не философия, не организация, а "тотальность всего жизненного опыта", активная попытка воплотить в жизнь волю Джа (так расты называют Г-спода).
Вдохновителем этого движения был Маркус Гарви, один из самых выдающихся негритянских лидеров, выступавших за возвращение чернокожих США и Карибских островов в Африку, на историческую родину. Личность Гарви, родившегося в 1887 году в небольшом селении на Ямайке, приобрела мессианское значение для его земляков и собратьев. В 1914 году Гарви создает Всемирную организацию за улучшение положения чернокожего населения. Первоначально его деятельность встретила сопротивление со стороны официальных колониальных властей, да и пребывавшее в апатии после неудачного восстания чернокожее население также отнеслось без особого энтузиазма к идее Гарви создать всемирное братство всего негритянского населения Земли. Понимая, что на Ямайке ему не удастся осуществить свою мечту, Гарви уезжает в 1916 году в США.
Будучи сам чернокожим католиком, он выдвинул оригинальную идею, объявив
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
RoacH
Позёров НЕТ - сайт о белорусской молодёжи. (http://pozerov.net)