Футурама и устоков
Вначале, разумеется, был Гроенинг. Папа «Симпсонов» долгие годы носил в себе идею фантастического шоу, поставленного в будущем. Сплетни об этом ходили среди его коллег, оставаясь всего лишь сплетнями до тех пор пока, году этак в 1996, Гроенинг не подсел за обедом к Дэвиду Коэну, одному из сценаристов «Симпсонов» и большому поклоннику научной фантастики. Как шутит сам Дэйв: «Не знаю, что происходило до этого момента, но думаю, что в основном Мэтт перебирал научно-фантастические книжки и старые НФ журналы с забавными картинками, пытаясь своровать оттуда какие-нибудь идеи».
Конечно, наивно было бы думать, что Гроенинг мог ограничить свои изыскания чужими идеями — своих хватало, и до сих пор, похоже, хватает — хоть отбавляй. Вот, к примеру, один из его комиксов Life in Hell («Жизнь в аду»), появившийся за десятилетие до «Футурамы» — а в нем Акбар и Джефф, ранние персонажи Мэтта, предлагают «вечную жизнь по сходной цене» — заморозка в «криогенной хижине» ваших тел, голов или мозгов, с целью воскрешения в далеком будущем (по очень-очень низким ценам). Да еще и прикалываются здесь же над «головами в банках» — обе эти идеи, как всем известно, нашли впоследствии достойное отражение в «Футураме».
И другие идеи крутились в голове у Гроенинга еще до встречи с Коэном. По крайней мере, замороженный в ХХ веке Фрай и одноглазая сиротка Лила родились и сформировались задолго до того дня. Их приключения и второстепенных героев партнеры обдумывали уже вместе. Еще год, если не больше, прошел в предварительной разработке нового проекта. Дэвид Коэн вспоминает: «Мы все время об этом говорили, вместе обедали, проводили выходные, и в конце концов поняли, что у нас уже слишком много материала...». Тогда отцы идеи отправились к руководству «Фокс ТВ», чтобы показать, что у них получилось. На руководство, видимо, нашло редкое просветление, и «добро» на дальнейшую разработку Гроенинг с Коэном получили. Конечно, бюджет «Футураме» выделили несравнимый с «Симпсонами», и с самого начала продемонстрировали «никакое» отношение к проекту, да уж и на том спасибо. С тех, кстати, самых пор, никаких добрых или даже просто разумных действий в отношении сериала за «Фоксом» замечено не было, чего фанаты ему, видимо, никогда уже не простят.
А дальше... все уже было делом техники. Был новый проект, сотни раз обсужденный его создателями, была команда творческих людей, большая часть которой еще над «Симпсонами» вместе поработать успела и были трудолюбивые аниматоры из южнокорейской Rough Draft Studious Inc., опять-таки, те же, что и «Симпсонов» рисовали. Соответственно, можно даже не говорить, по какой модели строился весь стиль работы над «Футурамой».
Хотя Гроенинг придумал основных персонажей задолго до начала совместной работы, род их занятий и роль Фрая постоянно менялись в процессе обсуждения. Долгое время предполагалось, что команда будет работать на Мамочку, которой отводилась роль главной злодейки. Для этой цели были созданы три ее сыночка, причем младшенький, прижитый от Профессора, Игнер, некий «злой Гомер Симпсон» и один из любимых персонажей Мэтта и Дэйва, должен был постоянно мелькать в сериале. Впоследствии от этой идеи пришлось отказаться — будущее представляло слишком большой выбор злодеев, чтобы постоянно сталкивать героев с всего лишь одним из них, да к тому же сидящим в одном с ними здании.
Внешний вид команды также многократно менялся. На ранних картинках Фрай выглядит то моложе, то значительно старше своей финальной версии. Бендер, в первом приближении «увиденный» художником Дэйвом Купером, вообще абсолютно не похож на привычного нам робота, тогда как почти финальный вариант, в авторстве самого Гроенинга, отличается только двумя дополнительными антеннами, расположенными на месте ушей. В таком же виде он появляется на обложке производственного сценария первой серии, в компании Фрая и Лилы. Впоследствии уши-антенны удалили, вроде бы по просьбе корейских аниматоров — один раз легко хоть сто антенн нарисовать, а вот тысячекратно перерисовывать их в процессе изготовления мультфильма — совсем другое дело. Впрочем, оно и к лучшему — с тремя антеннами Бендер как-то... менее крут.
Лила тоже получилась не сразу, к тому же создатели, кажется, не могли толком определиться и с ее именем, точнее — его правописанием. Для нас теперь существует только один возможный вариант — Leela, но отчего-то Мэтт, а вслед за ним — художник Билл Моррисон, указывали на ее набросках Leila, а другой художник, Дейл Хендриксон, вообще колебался между Lela и Lila. Еще один персонаж, бухгалтер и бюрократ Гермес Конрад, первое время был известен под именем Декстера и совсем не сразу превратился в ямайца. Вообще, много интересного и поучительного относительно изменений внешности героев можно узнать из коллекции ранних набросков «Футурамы», включенной в DVD первого сезона.
Если говорить об именах героев сериала, их происхождение порой довольно любопытно. Взять хотя бы Фрая — его фамилия, вероятно, происходит от термина science fiction — «научная фантастика». Каким образом? Дело в том, что Мэтту очень нравится немного искаженный вариант — science friction (можно перевести как «научное трение»). Общепринятое сокращение от science fiction — sci-fi, если возьмем science friction — получим sci-fri — произносится «скай-фрай». Свое теперешнее имя Фрай, который еще в сценарии «пилота» значился Кертисом, получил в память об умершем коллеге Гроенинга — Ф. Хартмане (планировалось, что в «Футураме» он будет озвучивать Зэппа Браннигана). На одной из страниц с покадровой прорисовкой первого эпизода (такие «комиксы» Rough Draft делает по каждой серии для согласования с авторами мультфильма всех деталей) изображено свидетельство о рождении Фрая с указанием его полного имени. Ниже стоит приписка почерком Коэна — «проверить написание, должно совпадать с настоящим именем Фила Хартмана (одно «Л» или два?)». Момент в серию не вошел, но Фил Хартман все-таки вошел в историю «Футурамы», правда — посмертно.
Пра-пра...пра-племянник Фрая, профессор Хьюберт Фарнсворт, был наречен в честь другого американского ученого мужа Фило Т. Фарнсворта — одного из пионеров телевидения в США.
Название самого сериала происходит от английского future — «будущее», но на самом деле пришло к нам из прошлого. Так назывался один из аттракционов Нью-йоркской Всемирной выставки 1939 года. При аттракционе находился павильон «Завтрашний мир», привлекавший посетителей оптимистическими предсказаниями относительно жизни в будущем. На той же выставке, кстати, демонстрировалось и изобретение крестного отца Профессора — Фило Т. Фарнсворта.
Вернемся к менее давней истории. После того, как «Футурама» была запущена в производство, в «трудах праведных» прошло еще года полтора. И наконец, на исходе зимы 1999, «Фокс ТВ» «определяет» новый сериал в сетке вещания, планируя показ по вторникам в двухчасовом блоке мультипликационных программ. Это, конечно, не могло порадовать Мэтта и Дэвида, которые справедливо считали, что максимальную аудиторию можно и нужно привлечь, показывая «Футураму» в воскресенье вечером, сразу после «Симпсонов». В схватке с «Фокс» Мэтт попытался доказать свою правоту и, как сообщила в свое время «Нью Йорк Таймс» со слов одного из служащих «Фокс», пожелавшего остаться неизвестным, ее авторитеты «со скрежетом зубовным» выделили новичку желаемое окно в воскресной сетке передач, но... сроком только на две недели.
28 марта 1999 года — дата, обозначившая наступление новой эры для всех поклонников сериала — мир увидел первый, «пилотный» эпизод «Футурамы» — «Космический пилот 3000», действие которого начиналось восемью месяцами спустя премьеры — 31 декабря 1999, а продолжалось за тысячу лет в будущем. Реакция на премьеру поразила даже бездушных чиновников «Фокс» — успех был ошеломительным. В Интернете фанаты принялись открывать сайты о «Футураме» чуть ли не раньше самого показа серии.
Организация Nielsen Media Research еженедельно публикует рейтинги прайм-таймовых шоу, отмечая в своих таблицах, сколько процентов американских телевизоров принимали и транслировали каждый день недели ту или иную программу. Первый показ первой серии получил 11,2 %, побив все рекорды. Учитывая, что количество телевизоров в американских жилищах составляет около 99 400 000, простой арифметический подсчет дает нам 11 с лишних миллионов семей или, как это указывается во многих источниках — 19 миллионов зрителей! Для той недели это был высочайший результат среди мужчин в возрасте от 18 до 49 лет и (само собой! — среди тинэйджеров обоих полов. Даже «Симпсоны», шедшие в тот вечер прямо перед «Футурамой», отстали от нее на 19%.
Spider
Позёров НЕТ - сайт о белорусской молодёжи. (http://pozerov.net)