Искусство граффити развивалось из простейших надписей, называемых "тэгами", которые "трудная" молодежь писала дабы оставить свой след.Эти юнцы писали свои прозвища, после чего безмерно радовались жизни во всей её красе. В начале средтвом нанесения рисунка или тэга был маркер, затем использовались аэрозольные баллончики с автокраской.
Это был конец 1960-х годов.В основном маркировкой стен занимались 10-ти летние пацаны, притом не было никакого социального разделения - писали и черные и белые, богатые и бедные.Если дети улиц таким образом высмеивали что-либо, то богатых мальчиков привлекала опасность. Именно в то время появляется термин "бомбежка", т.е. заливка стен с паралельным чханием на полицию и окружающую действительность. Принимая во внимание то, что тэги часто просты и абсолютны, искусство graffiti - сложная сеть электризации цветного, творческого чистописания, и своего рода ритмичного хаоса. Первоначально, taggers конкурировали при помощи замудренности и количества своих автографов. Но поскольку число тэггеров и, собственно, самих тэгов росло, постепенно начался поиск нового стиля, чтобы выделиться из толпы. Тогда лучшие из тэггеров стали уделять большое внимание артистизму, введению чего-то своего. В начале 1970-х граффитчики спустились под землю. Нью-Йоркская подземка стала полем битвы.Это и были те самые, широко известные массам "войны стилей"(style wars). Тэги стали большими, полужирными. Среди них были округленная "жареная кукуруза" и тому подобные пузырьковые символы.Появилась компьютерные и готичиские шрифты. Вскоре огромное значение приобрел цвет, символы мультипликации, а также дерзкий социальный комментарийПозже появляются и 3-х мерные буквы и наложения на пузырьковые символы в виде рисунков. Цветовые переходы(fading) - смешивание цвета - сложный процесс, в котором цвета, кажется, переходят друг в друга от светлого в более темный. Эти рисунки несли в себе небольшое подобие каракулям тэгов, но их создатели уже называются "авторами" вместо taggers. Двадцать лет назад большинство авторов работало поодиночке, но поскольку рисунки увеличились в размере и сложности, многие начали работать в свободных группах наземых "командами"(crew,team,squad). Появились технологические новшества, преобразовавшие graffiti в более сложную художественную форму. Изначально все рисовали стандартными распылителями, но потом появились специальные.Были насадки (fat caps) широко для быстрой заливки больших площадей (Красной площади, например), что позволило уменьшить время бомбежки. До этого старые насадки(skinny tops) допускали воспроизведение точной, детальной работы, которая лучше походит на воздушную кисть. Хотя выставки галерей graffiti в Нью-Йорке и Европе в середине и в конце 1970-х принесли некоторое общественное понимание и внимание, настоящий взрыв хип-хопа прогремел в начале 1980-х.Этот всплеск продвинул искусство аэрозоля, наряду с такими течениями как breakdance и рэп, в популярное культурное явление. Хип-хоп зародившийся на улицах Нью-Йорка, довольно таки быстро перерос в международную, многонациональную sub-культуру. Успех рэпа помог продвинуть некоторых лучших художников(style masters). Рэпперы стали часто показывают graffiti в своих видео клипах. Тем временем в Лос-Анджелесе граффтитчики добрались до общественных мест, таких как музеи, парки.Объектами атак художников с баллонами под мышкой стали: Hollywood, Silver Lake, Highland Park, Santa Monica и особенно Melrose Avenue на Западе Голливуде. В сентябре 1991 престижный Центр Истории Искусства и Гуманитарной тематики, при поддержке Отдела Культуры города Лос-Анджелеса проводят 24-х часовую конференцию, названая "Street Art/Graffiti Vandalism". Приблизительно 60 человек от разнообразных организаций, имеющих разнообразное мнение, участвовали в обсуждениях, нацеленных, на научное обоснование этого явления.Мало кто хочет чтобы graffiti узаконили(Больше всего, конечно, этого не хотят сами райтеры, ну посудите сами, что начнется если все подряд будут заливать стены?..).Некоторые политические деятели выступают за полное запрещение этого уличного искусства, они хотят добиться усиления правовых наказаний за разрисовку стен. Но тем временем "Отдел по делам культуры" проводит тонкую политику целью которой является осуждение незаконного graffiti, но одновременно поддержка этой формы искусства. Хотя многие из авторов graffiti желают работать с Отделом по делам культуры, они все раво стремятся защищать свою свободу самовыражения. Тимоти Треаси, один из лучших граффитчиков в мире, сказал свое мнение по этому поводу; "Если Город собирается давать стенное место, они окажутся перед необходимостью позволять нам, решают то, что мы собираемся делать."
Нью-Йорк, конец 60-х. Манхэттенский паренек греческого происхождения по имени Деметривс обычной шариковой ручкой пишет на стене одной из станций подземки свою кличку - taki - и номер улицы - 183. Это был первый тег в истории граффити, а Деметривс - первый райтер. Выдумка понравилась тинейджерам, и вскоре стены подземки по всему городу были усеяны разнообразными тегами: Hondo 1, Snake 131, Star 3, Frank 207… Расписав метро, райтеры вышли на улицы Нью-Йорка. Самые продвинутые понимают: чтобы выделиться из массы, нужно придумать что-то особенное. В тегах появляются графические элементы - звезды, короны, всевозможные узоры. Одни райтеры уделяют внимание исключительно внешнему оформлению рисунка, другие - заботятся о смысле.
Но скоро и узоров становится недостаточно, чтобы привлечь внимание "зрителей". Райтеры начинают играть с размером, разрабатывают новые элементы - запутанные переплетения и соединения, окантовку другим цветом. Так появляются первые писы (piece от masterpiece), или куски. Постоянно растущая конкуренция заставляет уличных художников усерднее работать над стилем. В Филадельфии формируется Broadway Style - квадратные, чуть наклоненные буквы с засечками в виде кирпичиков. Появляется Softie Style, положивший основу стилю Bubble Letters, для которого характерны мягкость и объемность форм. Broadway Style и Bubble Letters дали начало всем современным стилям граффити. Чуть позже разрабатывается Mechanical, или Wild Style. В нем используются все более сложные переплетения, закрученные соединения и ломаные линии, которые делают некоторые куски практически нечитаемыми. Рождается стиль 3D, в котором буквы пишутся без outline, то есть без окантовки, а акцент ставится на тень. В работах отдельных художников появляются мультяшные герои и незатейливые сюжеты.
Но были еще и бомберы. Главное для них - не что ты рисуешь, а где ты это делаешь. Чем опаснее и "незаконнее" место, тем круче. Bomb'ы, или throw-up, набрасывались на стены за считанные минуты на станциях метро, в поездах и электродепо. Из-за необходимости "работать" быстро использовались всего 1-2 цвета, обычно желтый и красный. Расцвет бомбинга в Америке приходится на 1975-77 годы. В это же время активизируются антибомбинговые силы в лице полиции, а также специального фонда, созданного управлением метрополитена для борьбы с малолетними вандалами. В 1982 году в некоторых штатах заметно сокращают объем продаж аэрозольных красок. Райтеров начинают отождествлять с наркодилерами, на них валят многие уличные преступления. Раздаются заявления типа "граффити учит нарушать закон".
В 1979 году американцы Lee Quinones и Fab5 Freddie едут покорять Рим, а вместе с ним всю Европу.
О граффити начинают активно говорить, писать и снимать. Появившиеся в начале 80-х фильмы "Wild Style", "Beat Street", "Style Wars" сейчас считаются классикой граффити и хип-хоп культуры в целом. А книга Генри Чалфанта "Subway Art" - своего рода Библией.
В СССР первый райтер появился в 1985 году - я говорю о Крысе из Латвии. В 87-м на одном из прибалтийских брейк-фестивалей Крыс оформляет стены площадки для танцев. В следующем году на подобном фестивале в Донецке вместе с Крысом оформлением занимаются Малыш и Лунс. Баскет, Бармалей и Вольф начинают бомбить заборы своего родного Ленинграда. Информации катастрофически не хватает. Постоянно приходится бегать от милиции, а за краской ездить в Ригу, где находится Латвбытхим - единственный в СССР завод по производству аэрозольной нитроэмали. Завод выпускал краску только бежевого, желтого и светло-голубого цветов, и этого было явно недостаточно для свободного творчества. Но наши граффитчики находят способ смешивать краску, не вскрывая баллонов. В 90-м году Латвбытхим закрывается. В 91-м происходит распад СССР. И без того вялое развитие граффити совсем останавливается. По всей стране рисуют всего несколько человек: Баскет, Навигатор (из Калининграда), Крыс.
В 1994-95 Россию охватывает новая волна популярности хип-хоп культуры. В мире граффити происходит настоящий взрыв.
Jema71
Позёров НЕТ - сайт о белорусской молодёжи. (http://pozerov.net)