Радио, люди и музыкаДля того чтобы понять феномен саунд-систем, вспомним некоторые особенности формирования ямайской культуры середины века.
В первую очередь стоит упомянуть о появлении радио, которое как и в любой другой стране, изменило музыкальную жизнь Ямайки. Первая ямайская радиостанция ZQI вышла в эфир 17 ноября 1939 г благодаря Джону Гринану, предпринимателю из Кингстона, который передал в дар правительству острова любительский коротковолновый радиотранслятор. В 1940 году эта радиостанция транслировала передачи всего лишь один час в неделю. В основном это были новости и информация общего характера. Но вскоре радиостанция начала передавать музыкальные программы как в прямом эфире, так и в записи (в основном с британского BBC). Стилистика программ была самой разнообразной начиная с классической европейской музыки и заканчивая национальной латиноамериканской. В редких случаях это были классические мелодии ямайской фолк музыки. Вплоть до 1947 года радиотрансляции длились примерно 4 часа в неделю и производились только в дневное время. Влияние ZQI на национальную музыкальную культуру было минимальным, поскольку до 1950 года количество радиоаппаратов не превышало 23 000, а количество слушателей составляло примерно 100 000.
В июле 1950 года появляетсяся RDR - первая коммерческая радиостанция на острове. Она быстро вытесняет ZQI. Количество слушателей неуклонно растет и к 1956 году достигает 600 000. Музыкальные программы Calypso Corner, Treasure Isle Time, Geddes Grant Hour of Music, Reynolds Hour of Music и многие другие передавали в основном общедоступную музыку американских поп исполнителей, которые хотя и пользовались популярностью, но явно не отвечали запросам ямайских слушателей, так как были в основном расчитаны на средний класс американского общества.
Все это происходило в эпоху, когда среди темнокожего населения америки и стран карибского бассейна превалировал ритм энд блюз.Поэтому многие ямайцы начали настраивать свои приемники на радиостанции юга США: WLAC из Нэшвила, WNOE из Нового Орлеана и WINZ из Майями, которые уделяли такой музыке значительно больше эфирного времени.
Единственным чисто национальным музыкальным стилем на Ямайке был менто. Но из за невозможности записи и распространения дисков с такой музыкой на Ямайке, множество релизов с зажигательным ритм энд блюзом начали вытеснять менто. Особой популярностью пользовались композиции "Choo Choo Chi Boogie" Луиса Джордана (Louis Jordan), "One Scotch, One Bourbon, One Beer" Амоса Милборна (Amos Milburn), "Blood Shot Eyes" Уйанони Харриса (Wynonie "Mr.Blues" Harris), а также музыка Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Смайли Льюиса (Smiley Lewis), Роско Гордона (Roscoe Gordon), Биг Джо Тернера (Big Joe Turner), Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker) и других артистов записывающихся в основном на лейблах King Records из Цинциннатти и Aladdin из Лос Анджелеса. Бесспорным авторитетом среди ямайцев и будущих ямайские звезд-музыкантов пользовались чернокожие североамериканские исполнители Джонни Эйс (Johnny Ace), Чарльз Браун (Charles Brown), Билли Экштайн (Billy Eckstine), Нэт Кинг Коул (Nat "King" Cole), Айвори Джо Хантер (Ivory Joe Hunter).
На фото американские звезды Амос Милборн, Луис Джордан и Биг Джо Тернер. Америка в это время заслушивалась и сходила с ума от первых рок исполнителей Фэтса Домино (Fats Domino), Литтл Ричарда (Little Richard), Чака Уиллиса (Chuck Willis). Заметим, что ямайские слушатели предпочитали более взрослый и "черный" R&B. Это сыграло принципиальную роль в формировании ямайской музыкальной культуры двадцатого века. Ведь именно в ритм энд блюзе, который по происхождению был африканской музыкой (впрочем как и менто) впервые произошел пренос акцента с первой и третьей на вторую и четвертую доли такта.
Удивительно, но в то же время электрический блюз дельты Миссисипи, который исполняли Мадди Уотерс (Muddy Waters), Хаулин Вульф (Howling Wolf) или Б.Б. Кинг (B.B.King) никогда не интересовал Ямайку, хотя условия жизни негритянского населения дельты и Ямайки были очень похожи. Негры юга США, также как и жители Ямайки, страдали от гнета рабовладельцев на плантациях, и в 50-х годах произошли практически идентичные социальные изменения - массовая миграция из деревни в город. Может быть, безразличие ямайцев к дельте было связано с географическим расположением Ямайки. Ведь ни Миссисиппи ни Чикаго никогда не попадались на пути ямайским эмигрантам, покидающим родину в поисках работы на плантациях сахарного тростника на юге США. С другой стороны, ямайские жители никогда не "славились" меланхоличным характером, и посему пессимизм, характерный для блюза, не привлекал их внимания.
Еще одним фактором (и возможно самым важным), который повлиял на возникновение саунд систем, было шаткое экономическое положение большинства жителей Ямайки. В 1950 г., чтобы обставить квартиру, рядовому жителю требовалось несколько лет работать, наряду с тем, что у североамериканца на это уходило всего лишь 5% его годовой зарплаты. К тому же, среди бедного населения, лишь немногие могли себе позволить приобрести стерео, не говоря уже об оборудовании, способном передавать звук высокого качества.
Саунд-системыВсе это послужило причиной возникновения в 1948 г. такого явления как саунд-системы. Внешне это выглядело следующим образом:
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Spider
Позёров НЕТ - сайт о белорусской молодёжи. (http://pozerov.net)