"
LOVE SKAVOOVIE!" - таким приветствием озадачивал тогда своих приятелей басист Клюэт Джонсон(CLUET JOHNSON), встречая их на улицах родного города. Загадочная фраза, сократившись до "SKA", дала название музыке, сделавшей маленький остров в Карибском море известным всему миру.
ПЕРВАЯ ВОЛНА СКАКто знает, что бы это была за Ямайка, не случись Второй мировой войны... После ее окончания Британская империя стала разваливаться и предоставлять независимость доминионам. В 1958 году Ямайка добилась самоуправления, а в 1962 - независимости, хотя и осталась в составе Британского Содружества. Обретенная свобода, как водится, вызвала взрыв патриотических чувств, что нашло свое отражение в искусстве, особенно - в музыке.
Уникальное географическое положение острова - между Северной и Южной Америками - способствовало пересечению аутентичных мелодических структур Карибского бассейна и новейших североамериканских музыкальных течений. В послевоенные годы местные фольклорные коллективы, выступавшие в гостиницах и отелях Ямайки, играли музыку, представлявшую собой смесь из стиля "калипсо" (выходца с Тринидада) и традиционного ямайского "менто". Одновременно на танцплощадках и в клубах игрался джаз, навеянный творчеством модных североамериканских композиторов: Каунта Бэйси (Count Basie), Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Глена Миллера (Glen Miller)... В 50-е годы биг-бэнды в США постепенно вытесняются небольшими группами с боповым и ритм-н-блюзовым звучаниями - последние были моментально заимствованы островными музыкантами-энтузиастами. Дальнейшие события связаны с пионером ямайской звукозаписи, продюсером Клементом "Сэром Коксоном" Доддом (Clement "Sir Coxson" Dodd). Додд, особенно эмоционально переживавший национальный подъем в стране, бросает клич всем имевшимся в наличии музыкантам: изобрести собственный, уникальный и неповторимый танцевальный стиль. Первым откликнулся на призыв патриотически настроенный, кричавший направо и налево "Skavoovie!" басист Клюэт Джонсон.
В это же время певец Принс Бастер (Prince Buster) и его гитарист Джа Джерри (Jah Jerry) кропотливо заменяли ритмическую структуру с акцентом на сильную долю другой, с акцентом на слабую. Так родилась новая музыка, и слово "ska" стало обозначать синкопированную смесь ямайского менто (приправленного калипсо и джазом) с ритм-н-блюзом. Скa играется с помощью барабанов, баса, ритм-гитары и богато представленной духовой секции (позже еще добавился Hammond-орган).
Новоизобретенный музыкальный стиль с его "объединенным" саундом стремительно завоевывал Ямайку. Studio One (студия звукозаписи, принадлежавшая "Сэру Коксону") становится флагманом и прибежищем бунтарски настроенных и владеющих музыкальными инструментами островитян. В рамках Studio One в 1963 году образовывается самая заметная группа первой волны скa - The Skatalites. Считается, что ее лидер, Дон Драммонд (Don Drummond), первым использовал тромбон в скa-музыке и окончательно "оформил" структуру стиля. Драммонд был учителем музыки в католической школе для мальчиков в западном Кингстоне, где и собрал группу, некоторые члены которой были учениками его класса. До 1967 года The Skatalites участвовали почти во всех сессиях, записывавшихся на Ямайке, аккомпанируя Эрику Моррису (Eric Morris), Деррику Моргану (Derrick Morgan), The Heptones и другим, а также выпустили собственную пластинку "Ska Authentic" (1963), после чего стали невероятно популярными на родном острове. Дон Драммонд, к сожалению, не смог в полной мере разделить с друзьями успех, так как в 1964 году он, в лучших "рок-музыкальных" традициях, получил срок за убийство любимой подруги, после чего был признан невменяемым и умер в психиатрической лечебнице.
Музыка скa, возникнув как танцевальная, нашла свою аудиторию именно в данс-холлах, а соответствующий танец (skanking) представлял собой череду угловато-дерганых движений локтями по направлению к противоположным, не менее дергающимся, коленям. Основными же посетителями "творческих вечеров" были так называемые "rudy boys", "rudies" ("грубые парни") - выходцы из черных районов Кингстона, безработные и озлобленные, презиравшие власть и попиравшие законы. Они собирались в банды, зарабатывая на жизнь торговлей "ганджей" (марихуаной) и прочей вооруженной преступной деятельностью. Воспитанные на американских гангстерских фильмах, rudies пугали честных обывателей не только развязным поведением, но и вызывающим внешним видом: щегольские черные костюмы, шляпы с загнутыми вверх полями, узкие галстуки и лакированные ботинки. Общая маргинальность и бунтарское начало rudies были близки скa-музыкантам, так что каждый уважающий себя исполнитель считал обязательным обозначить свое отношение к rudy boys в творчестве. Например, у The Heptones это - "Gunmen coming to town", у Десмонда Деккера (Desmond Dekker) - "007" и "Rude boy train".
А Принс Бастер даже изобрел мифический персонаж - Судью Дредда, якобы оставившего четыре сотни лет назад послание "грубым парням", смысл которого Бастеру-то как раз и открылся. Между прочим, одного столичного щеголя ("nutty"), учившегося в то время на сварщика и убежденно считавшего себя rudie, звали Боб Марли (Bob Marley).
Понимая, что оружие, в изобилии имевшееся в руках у бандитов, может быть запросто повернуто против властей, правительство Ямайки в октябре 1966 года вводит комендантский час в Кингстоне и ужесточает борьбу с преступностью. Волна насилия спадает. Интересно, что параллельно с наведением общественного порядка ритм скa все более замедляется, в результате рождается новый стиль - rocksteady, который, в свою очередь и тем же путем, трансформируется в reggae...
Таким образом, к началу 70-х первая волна скa схлынула, оставив в истории музыки свой след - имена таких инструменталистов, как The Skatalites, Baba Brooks, Ernest Ranglin, Jackie Mittoo и таких певцов, как Laurel Aitken, Derrick Morgan, Desmond Dekker.
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Spider
Позёров НЕТ - сайт о белорусской молодёжи. (http://pozerov.net)