«Мы больше никогда не поедем в Штаты», — заявил три года назад лидер THERION Кристофер Джонссон по итогам двух американских туров к альбому Gothic Kabbalah. И не поехал. Текущий гастрольный забег в поддержку четырнадцатого полноформатника Sitra Ahra уже охватил полмира… но не США.
«Должно случиться чудо, нечто из ряда вон выходящее, чтобы мы туда вернулись. Предложение, от которого мы не сможем отказаться. После выхода альбома Gothic Kabbalah три года назад, американские промоутеры выполняли свою работу из рук вон плохо. Все как-то нищебродски. На концерты в среднем приходило по 150-200 человек, и во всем этот эконом-класс… знаете, трудно. Я больше не могу обходиться минимальным комфортом. Мне 40 лет. Поэтому теперь выбираю. THERION великолепно принимают в Европе, великолепно — в Латинской Америке. А США… что ж. Обойдемся без них. В Африке нас вон тоже не сильно любят. Поэтому учитывая мой сорокалетний возраст и наличие маленького ребенка дома, я, пожалуй, буду выступать там, где нас ждут».
И 30 ноября THERION едут именно туда, где их ждут: главные эзотерики и симфо-металисты планеты выступят в столичном КЗ «Минск». Мы ведь сделаем так, чтобы великолепные шведы захотели вернуться снова и снова, верно? Все-таки группа неповторима, уникальна: синтезировав сложный оркестровый саунд, хоры, классическую мелодику и хеви-металлический драйв, в каждый свой новый альбом она (точнее, в основном он — главный человек в THERION Кристофер Джонссон) приглашает как в увлекательное и малопредсказуемое путешествие.
Сейчас на повестке дня — альбом Sitra Ahra, ставший очередным этапом в дискографии коллектива. «С каждый диском происходит что-то особенное, — говорит Кристофер, — я даже не знаю, как. Я просто пишу. К 2010-му у меня накопилось достаточно материала, чтобы сделать три полноценных альбома, и даже было трудно представить себе, как это все скомпоновать. А потом… в общем, в один прекрасный день я просто проснулся, выбрал ряд треков и сохранил их в одной папке. Остальное оставил на будущее. Кстати, на пластинках THERION и ранее периодически всплывали песни «из прошлого», из незаписанного. Другие группы выпускают их как бонусы — но в нашем случае музыка просто не стареет. С годами мы только адаптируем к ней новые инструменты, никакой стремительной «эволюции» не происходит. Вот взять, к примеру, IRON MAIDEN… вы ведь не можете себе представить, что группа взяла и запросто «вписала» в новый альбом песню, оставшуюся со времен Powerslave или Somewhere In Time. Ведь с тех пор они кардинально изменились! А THERION нет. Музыка осталась прежней, меняются только средства ее воплощения».
О том, как эта нестареющая музыка «оживает» на сцене, я попросила рассказать бэк-вокалиста «терионов», яркого и харизматичного Сноуи Шоу (известного по сотрудничеству с Кингом Даймондом, DREAM EVIL, MERCYFUL FATE, NOTRE DAME, MEMENTO MORI и имевшего в этом году непонятную коллаборацию с DIMMU BORGIR) — человека, фанатично преданного фэйсбуку, способного постить сообщения на свою страничку прямо во время (!) концертов, в перерывах между выходами на сцену. Именно его, живущего в Сети, удалось «выловить» из гиг-рутины на пару вопросов.
Саунд группы всегда был сложен и многообразен: в студии записываются оркестры, привлекаются хоры, оперные певцы и т.д. Насколько сложно воспроизвести эту атмосферу во время концерта? Какие ухищрения вы используете? Ранее THERION активно использовали фонограммы во время живых выступлений. Но с 2006-го (я тогда стал постоянным концертным бэк-вокалистом) мы все студийные вокалы без проблем воспроизводим вживую: два мужских войса и два женских. В текущем туре наши певцы также взяли на себя дополнительные инструментальные обязанности: Томас Викстрем играет на флейте, а Лори Льюис — на клавишных. В общем, компьютерные подложки теперь ни к чему — используем разве что, может, звуки струнных инструментов… да и то крайне редко. «Живые» концерты обладают своей особенной энергетикой, не хочется ее чем-либо портить.
Насколько мне известно, ты также профессиональный фотограф и дизайнер. Привнес ли за эти годы какую-либо лепту в визуальный образ коллектива?Да, например, во время тура Gothic Kabbalah я выступал как арт-директор и разрабатывал не только сценические костюмы, но и декорации, а также работал над промо-фотосессией к этому альбому. К Sitra Ahra я почти не приложился, т.к. у этого диска совсем другая концепция.
Вникаешь ли ты в тексты THERION? Мне кажется, чтобы их понять, нужно как минимум, как Кристофер, быть членом ордена Dragon Rouge и знать все тонкости его мировоззренческой системы…Да, это точно. Но я не состою в Dragon Rouge, так что имею лишь более-менее внятное представление, о чем пою.
Насколько я помню наш старый разговор с вашим мастермайндом, он сказал, что во время туров группа редко оттопыривается — т.е. ни тетки, ни алкоголь, ни вечеринки особо не приветствуются. Это до сих пор так? Или мистер Джонссон все-таки лукавил?Мы редко устраиваем вечеринки и веселуху, это правда. THERION — серьезная группа, взрослая… все-таки нам всем уже сорок или около того. Так что почти ничего себе не позволяем. Сейчас, к примеру, идет мировой тур, и за последнее время мы отыграли 20 концертов подряд, практически без перерыва (а что перерыв – то переезды, перелеты, таможни и так далее). Как в таких условиях можно пить? И что получится в результате? Нет, если ты профессионал, то и вести себя должен соответственно. Мы слишком стары, чтобы глупить.
Несколько… хммм… личный вопрос. Ты расстроен тем, что не сложилось сотрудничество с DIMMU BORGIR? Шаграт сказал, что группа в своей основе теперь всегда будет трио… а ведь ты надеялся на другие условия.Я вернулся в THERION, и это хорошо. А что касается DIMMU BORGIR… Не распространяясь особо на эту тему – да, я расстроен и разочарован. Особенно тем. Как резко поменялись наши отношения. Мне очень понравилась работа над Abrahadabra — считаю, это замечательный диск, и я в него вполне вписался. Но… что ж. Есть музыка, а есть люди. И с людьми не сложилось.
Ок, вернемся к THERION. Меня всегда поражало, как Кристофер умудряется постоянно тасовать состав музыкантов вокруг себя — особенно при такой интенсивности концертной и студийной работы. Ведь не так просто сходу понять, подходит группе человек или нет, чего от него ждать и т.п. У некоторых на это уходят годы!В этом вся фишка живучести и креативности THERION. Это тонкий живой организм, произведение искусства, которое все время меняется — так же, как не стоит на месте и меняется сама жизнь, люди и отношения между ними. Водоворот под названием THERION Кристофер запустил более 20 лет назад – с тех пор в него попали многие: кого-то принесло течением, кого-то вынесло; одни сделали свое дело и исчезли, другие остались на долгие годы… по-разному. Здесь нет никаких обязательств: если можешь что-то сказать — говори. Если нет — ты волен уйти. И что самое удивительное, в этом извечном движении каждый умудряется привнести в музыку группы что-то свое — несмотря на то, что, последнее слово всегда остается за лидером.
До вашего концерта в Минске осталось каких-то пару недель… что скажешь тем, кто собирается придти в КЗ «Минск» 30 ноября?Мы тоже ждем этой встречи! И будьте уверены: это будет сумасшедшее шоу, которое вы никогда не забудете! Обещаю. До встречи в Минске!
Анастасия Самотыя